“Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”.
Д. Шостакович
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы
Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Теличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокоху-дожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художествен-ные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни.
В программе детского сада песни подобраны в
соответствии с определенными принципами:
1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении со-держания текста.
Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углуб¬ляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.
2. Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.
3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возмож-ностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превы-шать указанного в программе воспитания в детском саду.
5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музы-кальных фраз - не более 2 тактов, В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В стар¬ших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей.
6. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвиж¬ном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.
7. Ритм мелодий песен должен быть простым - состоять из со-единения четвертных, половинных и восьмых нот.
При выборе песен надо исходить из:
♦ плана педагогической работы;
♦ интересов детей, которыми они живут в данное время;
♦ доступности детскому восприятию выраженных в песне чувств.
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музы-кального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных ка¬честв, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наибо¬лее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразитель¬ность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.
ЛИТЕРАТУРА
-Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Харитонова. С. Г МБДОУ «Теремок» 2017